BACCARAT
В 1764 году Людовик XV подписал прошение об организации производства стекла во французском местечке Баккара (Baccarat). С этого момента и началась невероятная история хрустальной империи. Сначала об этом городе узнала вся Франция: вазы, статуэтки, аксессуары, выпускаемые на фабрике, пользовались популярностью у французской знати. В 1823 году мастера фабрики получили первый королевский заказ от Людовика XVII.
В 1816 году Эмме-Габриэль Д’Артиг купил стекольный завод, построил на нем обжигательную печь для производства хрусталя и превратил завод в фабрику по изготовлению хрусталя. Всего через несколько лет Baccarat стала ведущим производителем хрусталя во Франции и вскоре – самым престижным поставщиком хрусталя по всему миру.
Спустя некоторое время последовали заказы от королевских домов, махарадж Раджастана, Императорского дома Японии, президента Соединенных Штатов Фраклина Д. Рузвельта, королей Марокко и Аравии и других знаменитостей. Троны, аксессуары и столовые принадлежности соревновались между собой в роскоши.
Baccarat была первой компанией, освоившей и наладившей производство хрустальных люстр и изделий из цветного хрусталя в 1827 году.
Впервые изделия компании Baccarat появились в России в 1860 году, а уже в начале XX века поставки изделий из хрусталя в Россию составляли значительную часть всех экспортных операций фабрики. Около тысячи рабочих были заняты исключительно выполнением российских заказов. Из трех действующих промышленных печей на фабрике в 1900-е гг. одна была полностью отдана под изготовление заказов, в огромных количествах поступающих из России. Поэтому ее прозвали «российской печью».
История Baccarat неразрывно связана с историей династии Романовых. В 1896 году во время своего «Европейское турне», последовавшего за торжествами по случаю коронации, Император Николай II и Императрица Александра прибыли в Париж. Основной целью визита было укрепление хрупкого франко-русского альянса, заключенного в 1894 году. Впервые увидев здесь изысканные хрустальные люстры и фонтаны, бокалы и вазы, Император был поражен уникальными творениями мастеров-стеклодувов из Baccarat. Его дед, Александр II также восхищался хрустальными шедеврами этой компании в 1867 году на Международной выставке в Париже.
В это время началось производство электрифицированных светильников, использовавших новую технологию с полыми отводами для первых электрических ламп. По этой технологии был создан «Канделябр Царя», названный в честь Николая II, высотой 3,25м, он был рассчитан на 79 ламп, а созданный позже «Канделябр Царицы» был рассчитан на 24 лампы и имел 2,15 м в высоту. Один из двух «Канделябров Царя Николая II» находится в экспозиции парижского музея Baccarat, и наряду с драгоценностями и «Царским Сервизом» является частью исторической коллекции, трепетно хранимой компанией.
Для дворцов Санкт-Петербурга и Москвы Baccarat создала хрустальные фонтаны на платформе. Они снова были названы в честь царицы и представляли собой монументальные канделябры, освещаемые 140, 160 и 190 свечами. Специально для столовой Николая II Baccarat создала комплект стаканов и «Царский сервиз», выполненный из цветного хрусталя с двойными стенками, с очень высокой и тонко отделанной основой. Многие из придворных последовали примеру Николая, заказав для своих резиденций такие же сервизы с украшениями в виде пирамидального алмазного наконечника, пальметт и дугообразного основания. «Царский сервиз» по сей день занимает в каталоге Baccarat особое место, и его можно заказать для использования в особых торжественных случаях.
Постоянными клиентами компании Baccarat были и Великие князья Владимир и Алексей, о расточительности которых ходили легенды, и Великий князь Георгий Александрович, брат Николая II, князья Демидов и Орлов, и княгиня Терещенко.
Во время Belle Époque стаканы заказывались в еще больших количествах: существовала традиция бросать их через плечо после того, как содержимое было выпито. Этот обычай был принят в высшем обществе, и ему следовала даже императорская чета. Было проще разбить свой стакан после использования, чем позволить кому-либо еще пить из него...
Ко двору поставлялись подсвечники, вазы, наборы для туалетных столиков, посуда и многое другое. Все они украшали императорские резиденции, в частности, любимый дворец Александра III и Императрицы Марии Федоровны в Гатчине. До наших дней дошло очень мало предметов, принадлежащих императорской семье – практически все было разграблено во время революции и гражданской войны.
Ежегодно компания предпринимает все необходимые меры в области обучения персонала с целью поддержания высокого уровня профессионального мастерства.
Каждые два года компания выпускает коллекции Mémoire, престижные переиздания музейных экспонатов, выпускаемые ограниченным количеством, в очередной раз делая акцент на том, что стиль Baccarat неподвластен времени.